Заголовок: Централизованное тестирование по истории Беларуси, 2016
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — история Беларуси
Вариант № 10

Централизованное тестирование по истории Беларуси, 2016

1.  
i

У во­сточ­ных сла­вян в Сред­ние века данью на­зы­ва­лась(-ось):

1) на­ту­раль­ная по­дать (налог), ко­то­рую пла­ти­ло князю под­власт­ное ему на­се­ле­ние
2) форма зе­мель­ной соб­ствен­но­сти
3) кня­же­ское вла­де­ние в пе­ри­од фе­о­даль­ной раз­дроб­лен­но­сти
4) от­ра­бо­точ­ная фе­о­даль­ная по­вин­ность
2.  
i

На­се­ле­ние По­лоц­ко­го кня­же­ства до XII в. в ле­то­пи­сях на­зы­ва­лось:

1) се­ве­ря­не
2) ра­ди­ми­чи
3) во­лы­ня­не
4) кри­ви­чи
3.  
i

В Сред­ние века с по­мо­щью дру­жи­ны свою власть среди на­се­ле­ния укреп­лял(-о)

1) совет ста­рей­шин
2) вече
3) епи­скоп
4) князь
4.  
i

Город, в ко­то­ром в XII в. на­хо­дил­ся па­мят­ник при­клад­но­го ис­кус­ства, пред­став­лен­ный на ил­лю­стра­ции, обо­зна­чен на кар­то­схе­ме циф­рой:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5.  
i

Опре­де­ли­те пра­виль­ное утвер­жде­ние:

1) с 1235 г. ле­то­пи­си со­об­ща­ют о ли­тов­ском князе Мин­дов­ге
2) с се­ре­ди­ны XIII в. город Виль­на ста­но­вит­ся по­ли­ти­че­ским цен­тром Ве­ли­ко­го Кня­же­ства Ли­тов­ско­го (BКЛ)
3) глав­ным со­юз­ни­ком бал­тов в борь­бе с кре­сто­нос­ца­ми в XIII в. стало Мос­ков­ское кня­же­ство
4) после смер­ти князя Мин­дов­га власть в ВКЛ пе­ре­ш­ла к ве­ли­ко­му князю ли­тов­ско­му Ви­те­ню
6.  
i

Битва под Виль­ко­ми­ром (1435):

1) стала окон­ча­тель­ным раз­гро­мом Тев­тон­ско­го ор­де­на
2) яв­ля­лась про­яв­ле­ни­ем ди­на­сти­че­ской борь­бы и ре­ли­ги­оз­ных про­ти­во­ре­чий в ВКЛ
3) по­ло­жи­ла на­ча­ло раз­ру­ши­тель­но­му сто­ле­тию в ВКЛ
4) яв­ля­лась про­яв­ле­ни­ем тер­ри­то­ри­аль­ных про­ти­во­ре­чий между ВКЛ и Мос­ков­ским го­су­дар­ством
7.  
i

Со­зда­ние в XV в. в го­ро­дах ВКЛ ре­мес­лен­ных цехов при­ве­ло к:

1) улуч­ше­нию ка­че­ства ре­мес­лен­ной про­дук­ции
2) ослаб­ле­нию тор­го­вых свя­зей между го­ро­дом и де­рев­ней
3) со­кра­ще­нию ко­ли­че­ства ре­мес­лен­ных спе­ци­аль­но­стей
4) про­из­вод­ству ре­мес­лен­ной про­дук­ции ис­клю­чи­тель­но на заказ
8.  
i

Ви­лен­ско-Ра­дом­ская уния между ВКЛ и Поль­шей была за­клю­че­на в:

1) 1385 г.
2) 1392 г.
3) 1401 г.
4) 1413 г.
9.  
i

Ан­ти­поль­ские на­стро­е­ния шлях­ты ВКЛ после Люб­лин­ской унии про­яви­лись в:

1) при­ня­тии III Ста­ту­та ВКЛ
2) про­дол­же­нии Ли­вон­ской войны
3) из­бра­нии от­дель­но­го мо­нар­ха
4) пе­ре­го­во­рах о союзе с Тур­ци­ей
10.  
i

Опре­де­ли­те ка­те­го­рию кре­стьян, глав­ной по­вин­но­стью ко­то­рых во вто­рой по­ло­ви­не XVI в. была бар­щи­на:

1) чин­ше­ви­ки
2) дан­ни­ки
3) за­ку­пы
4) тяг­лые
11.  
i

Со­зда­нию уни­ат­ской церк­ви на бе­ло­рус­ских зем­лях в конце XVI в. со­дей­ство­ва­ло(-a):

 

а  — гос­под­ство идей Про­све­ще­ния в об­ще­стве

б  — де­я­тель­ность пра­во­слав­ных братств

в  — раз­ви­тие ре­фор­ма­ци­он­но­го дви­же­ния

г  — под­держ­ка со сто­ро­ны вер­хов­ной вла­сти

1) а, б
2) а, в
3) в, г
4) б, г
12.  
i

Одной из при­чин по­ли­ти­че­ско­го кри­зи­са в Речи Поспо­ли­той в XVIII в. была(-о; был):

1) борь­ба маг­нат­ских груп­пи­ро­вок
2) су­ще­ство­ва­ние не­огра­ни­чен­ной мо­нар­хии
3) уве­ли­че­ние вой­ска Речи Поспо­ли­той
4) подъ­ем ра­бо­че­го дви­же­ния
13.  
i

Опре­де­ли­те одну из ха­рак­тер­ных черт раз­ви­тия об­ра­зо­ва­ния на бе­ло­рус­ских зем­лях во вто­рой по­ло­ви­не XVIII в.:

1) уси­ле­ние кон­тро­ля ка­то­ли­че­ской церк­ви над об­ра­зо­ва­ни­ем
2) пре­по­да­ва­ние в шко­лах пре­иму­ще­ствен­но на рус­ском языке
3) при­да­ние школь­но­му об­ра­зо­ва­нию более свет­ско­го ха­рак­те­ра
4) от­кры­тие Горы-Го­рец­ко­го зем­ле­дель­че­ско­го ин­сти­ту­та
14.  
i

Ко­роль Речи Поспо­ли­той с 1697 г. из сак­сон­ской ди­на­стии Вет­ти­нов (см. порт­рет), ко­то­рый стре­мил­ся пре­вра­тить Речь Поспо­ли­тую в на­след­ствен­ное вла­де­ние Сак­со­нии и при под­держ­ке Рос­сии при­дать своей вла­сти не­огра­ни­чен­ный ха­рак­тер,  — это:

1) Си­гиз­мунд I Ста­рый
2) Сте­фан Ба­то­рий
3) Си­гиз­мунд III Ваза
4) Ав­густ II Силь­ный
15.  
i

Вре­мен­ное пра­ви­тель­ство ВКЛ, со­здан­ное по рас­по­ря­же­нию На­по­лео­на, долж­но было:

1) ор­га­ни­зо­вать по­мощь по­тер­пев­шим от войны
2) уста­но­вить ди­пло­ма­ти­че­ские от­но­ше­ния с ев­ро­пей­ски­ми стра­на­ми
3) по­пол­нять ре­кру­та­ми фран­цуз­скую армию
4) от­ме­нить на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си кре­пост­ное право
16.  
i

Участ­ни­ки тай­ных об­ществ в пер­вой трети XIX в. вы­сту­па­ли с иде­я­ми:

 

а  — со­зда­ние не­за­ви­си­мо­го бе­ло­рус­ско­го го­су­дар­ства

б  — под­держ­ку са­мо­дер­жа­вия

в  — право наций на са­мо­опре­де­ле­ние

г  — лик­ви­да­цию кре­пост­но­го права

1) а, б
2) в, г
3) б, г
4) а, в
17.  
i

Пре­об­ла­да­ние по­ме­щи­чьей про­мыш­лен­но­сти над ку­пе­че­ско-ме­щан­ской в пер­вой по­ло­ви­не XIX в. на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си было обу­слов­ле­но:

1) ис­поль­зо­ва­ни­ем соб­ствен­но­го сырья
2) мас­со­вым ис­поль­зо­ва­ни­ем машин и па­ро­вых дви­га­те­лей
3) вы­со­ким уров­нем за­ра­бот­ной платы ра­бо­чих
4) ак­тив­ны­ми внеш­ни­ми ка­пи­та­ло­вло­же­ни­я­ми
18.  
i

Со­глас­но усло­ви­ям кре­стьян­ской ре­фор­мы 1861 г. кре­стья­не по­лу­чи­ли:

1) землю в соб­ствен­ность без вы­ку­па
2) право не слу­жить в армии
3) право вы­би­рать своих пред­ста­ви­те­лей в ор­га­ны го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния
4) граж­дан­ские права и сво­бо­ды
19.  
i

Для кре­стьян­ско­го дви­же­ния во вто­рой по­ло­ви­не XIX в. была(-о) ха­рак­тер­на(-о):

1) тес­ная связь с ра­бо­чим дви­же­ни­ем
2) сти­хий­ность и не­ор­га­ни­зо­ван­ность
3) об­ра­зо­ва­ние кре­стьян­ских по­ли­ти­че­ских пар­тий
4) про­ве­де­ние по­ли­ти­че­ских ма­ни­фе­ста­ций
20.  
i

Во время про­ве­де­ния сто­лы­пин­ской ре­фор­мы часть ма­ло­зе­мель­ных кре­стьян бе­ло­рус­ских гу­бер­ний пе­ре­се­ля­лась в (на):

1) цен­траль­ную часть Рос­сии
2) юг Укра­и­ны
3) ази­ат­скую часть Рос­сии
4) Крым
21.  
i

Ито­гом ре­во­лю­ции 1905—1907 гг. в Рос­сий­ской им­пе­рии яви­лась(-ось):

1) лик­ви­да­ция по­ме­щи­чье­го зем­ле­вла­де­ния
2) предо­став­ле­ние Бе­ла­ру­си ав­то­но­мии в со­ста­ве Рос­сии
3) уста­нов­ле­ние де­мо­кра­ти­че­ской рес­пуб­ли­ки
4) со­зда­ние за­ко­но­да­тель­но­го ор­га­на — Го­су­дар­ствен­ной думы
22.  
i

Ука­жи­те фа­ми­лию ху­дож­ни­ка пер­вой по­ло­ви­ны XIX в., уро­жен­ца Бе­ла­ру­си, яр­ко­го Пред­ста­ви­те­ля ро­ман­тиз­ма в жи­во­пи­си, ав­то­ра пред­став­лен­ной на ил­лю­стра­ции кар­ти­ны:

1) Я. Бар­щев­ский
2) С. Мо­нюш­ко
3) К.Тыш­ке­вич
4) В. Вань­ко­вич
23.  
i

I Все­бе­ло­рус­ский съезд (1917) при­нял ре­ше­ние о:

1) со­зда­нии вре­мен­но­го ор­га­на кра­е­вой вла­сти
2) при­зна­нии Об­лис­ком­за­па един­ствен­ной вла­стью на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си
3) со­зда­нии ав­то­но­мии Бе­ла­ру­си в со­ста­ве Со­вет­ской Рос­сии
4) про­воз­гла­ше­нии Со­вет­ской Со­ци­а­ли­сти­че­ской Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­ру­си
24.  
i

Поль­ская ин­тер­вен­ция в 1919—1920 гг. на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си за­вер­ши­лась:

1) под­пи­са­ни­ем Риж­ско­го мир­но­го до­го­во­ра
2) со­зда­ни­ем Ли­тов­ско-Бе­ло­рус­ской ССР
3) лик­ви­да­ци­ей со­вет­ской вла­сти на всей тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си
4) со­зда­ни­ем бе­ло­рус­ско­го го­су­дар­ства на бур­жу­аз­но-де­мо­кра­ти­че­ской ос­но­ве
25.  
i

Ито­гом про­ве­де­ния ин­ду­стри­а­ли­за­ции в Бе­ла­ру­си во вто­рой по­ло­ви­не 1920-х  — 1930-е гг. явил­ся(-ось):

1) выход бе­ло­рус­ских то­ва­ров на ми­ро­вой рынок
2) пре­об­ра­зо­ва­ние БССР в ин­ду­стри­аль­но-аг­рар­ную рес­пуб­ли­ку
3) за­ко­но­да­тель­ное за­креп­ле­ние част­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства
4) при­вле­че­ние круп­ных ино­стран­ных ка­пи­та­ло­вло­же­ний
26.  
i

Опре­де­ли­те одну из ха­рак­тер­ных черт об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ской жизни БССР в 1930-е гг.:

1) ре­а­би­ли­та­ция ре­прес­си­ро­ван­ных граж­дан
2) за­ко­но­да­тель­ное за­креп­ле­ние част­ной соб­ствен­но­сти
3) су­ще­ство­ва­ние мно­го­пар­тий­ной по­ли­ти­че­ской си­сте­мы
4) при­ня­тие новой Кон­сти­ту­ции БССР
27.  
i

Опре­де­ли­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий:

 

А  — под­пи­са­ние Риж­ско­го мир­но­го до­го­во­ра

Б  — об­ра­зо­ва­ние Ли­тов­ско-Бе­ло­рус­ской

В  — на­ча­ло про­ве­де­ния пер­вой пя­ти­лет­ки в СССР

Г  — об­ра­зо­ва­ние Ин­сти­ту­та бе­ло­рус­ской куль­ту­ры

1) АБГВ
2) БАГВ
3) ГАБВ
4) БАВГ
28.  
i

Из­вест­ный уче­ный, один из ор­га­ни­за­то­ров Ин­бел­куль­та В. Пи­че­та внес боль­шой вклад в раз­ви­тие:

1) фи­зи­ки
2) ма­те­ма­ти­ки
3) ис­то­рии
4) химии
29.  
i

На седь­мой день Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны (28 июня 1941 г.) был за­хва­чен город:

1) Брест
2) Минск
3) Ви­тебск
4) Мо­ги­лев
30.  
i

Об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ская жизнь БССР в 1945—1953 гг. ха­рак­те­ри­зо­ва­лась:

1) ре­аль­ным уча­сти­ем на­ро­да в управ­ле­нии го­су­дар­ством
2) со­кра­ще­ни­ем ко­ли­че­ства чле­нов Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии Бе­ла­ру­си
3) все­об­щей ре­гла­мен­та­ци­ей об­ще­ствен­ной жизни
4) ко­рен­ной пе­ре­строй­кой по­ли­ти­че­ской си­сте­мы
31.  
i

Город, где раз­ме­ще­но пред­при­я­тие, на ко­то­ром в 1947 г. на­чал­ся вы­пуск гру­зо­вых ав­то­мо­би­лей-са­мо­сва­лов, обо­зна­чен на кар­то­схе­ме циф­рой:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
32.  
i

Опре­де­ли­те пра­виль­ное утвер­жде­ние:

1) в пер­вой по­ло­ви­не 1980-х гг. Со­ве­ты на­род­ных де­пу­та­тов при­об­ре­ли ре­аль­ную власть в БССР
2) ре­а­би­ли­та­ция не­вин­но осуж­ден­ных была пол­но­стью за­вер­ше­на в пе­ри­од ру­ко­вод­ства Л. И. Бреж­не­ва
3) во вто­рой по­ло­ви­не 1960-х — пер­вой по­ло­ви­не 1980-х гг. вы­бо­ры в Со­ве­ты на­род­ных де­пу­та­тов на­ча­ли про­во­дить­ся на аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве
4) одним из глав­ных до­сти­же­ний пе­ри­о­да «от­те­пе­ли» яв­ля­ет­ся ча­стич­ная ре­а­би­ли­та­ция не­вин­но осуж­ден­ных
33.  
i

Опре­де­ли­те из­ме­не­ние в об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ской жизни БССР во вто­рой по­ло­ви­не 1980-х  — на­ча­ле 1990-х гг., вы­зван­ное про­ве­де­ни­ем по­ли­ти­ки пе­ре­строй­ки:

1) про­ве­де­ние вы­бо­ров на аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве
2) пе­ре­ход к ко­манд­но-ад­ми­ни­стра­тив­ным ме­то­дам управ­ле­ния
3) со­кра­ще­ние ко­ли­че­ства об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций
4) уси­ле­ние го­су­дар­ствен­но­го дав­ле­ния на цер­ковь
34.  
i

Про­до­воль­ствен­ная про­грам­ма СССР была раз­ра­бо­та­на и при­ня­та в:

1) 1960 г.
2) 1979 г.
3) 1982 г.
4) 1990 г.
35.  
i

Опре­де­ли­те со­бы­тие, ко­то­рое про­изо­шло по­след­ним из пе­ре­чис­лен­ных:

1) про­ве­де­ние вто­рых вы­бо­ров Пре­зи­ден­та Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь
2) при­ня­тие Де­кла­ра­ции о го­су­дар­ствен­ном су­ве­ре­ни­те­те БССР
3) про­ве­де­ние пер­во­го Все­бе­ло­рус­ско­го на­род­но­го со­бра­ния
4) при­ня­тие Кон­сти­ту­ции Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь
36.  
i

Одним из при­о­ри­те­тов со­вре­мен­но­го эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь яв­ля­ет­ся:

1) эко­но­ми­че­ское со­труд­ни­че­ство толь­ко со стра­на­ми Со­дру­же­ства Не­за­ви­си­мых Го­су­дарств
2) по­вы­ше­ние эф­фек­тив­но­сти аг­ро­про­мыш­лен­но­го ком­плек­са
3) про­ве­де­ние мас­со­вой при­ва­ти­за­ции про­мыш­лен­ных пред­при­я­тий
4) уве­ли­че­ние им­пор­та то­ва­ров
37.  
i

Одним из прин­ци­пов внеш­ней по­ли­ти­ки Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь яв­ля­ет­ся:

1) при­о­ри­тет на­ци­о­наль­но­го права над меж­ду­на­род­ным
2) ак­тив­ное уча­стие в во­ен­ных бло­ках
3) ока­за­ние во­ен­ной по­мо­щи стра­нам — участ­ни­цам кон­флик­тов
4) не­вме­ша­тель­ство во внут­рен­ние дела дру­гих го­су­дарств
38.  
i

По ре­ше­нию ЮНЕ­СКО в Спи­сок ми­ро­во­го куль­тур­но­го на­сле­дия вне­сен(-о):

1) Дом пра­ви­тель­ства Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь
2) зда­ние На­ци­о­наль­ной ака­де­мии наук Бе­ла­ру­си
3) зда­ние На­ци­о­наль­ной биб­лио­те­ки Бе­ла­ру­си
4) Мир­ский зам­ко­во-пар­ко­вый ком­плекс
39.  
i

Опре­де­ли­те на­зва­ния двух го­ро­дов, пер­вое ле­то­пис­ное упо­ми­на­ние о ко­то­рых от­но­сит­ся к X в.

 

1)  Изя­с­лавль (За­славль)

2)  Бе­ре­стье (Брест)

3)  Туров

4)  Мсти­славль

5)  Менск (Минск)

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 25.

40.  
i

Опре­де­ли­те три ха­рак­тер­ные черты раз­ви­тия бе­ло­рус­ской куль­ту­ры во вто­рой по­ло­ви­не XIV—XV в.

 

1)  Про­ник­но­ве­ние на бе­ло­рус­ские земли за­пад­но­ев­ро­пей­ских ху­до­же­ствен­ных сти­лей

2)  про­дол­же­ние тра­ди­ции ле­то­пи­са­ния

3)  рас­про­стра­не­ние в куль­ту­ре стиля клас­си­цизм

4)  выход об­ще­ствен­ной мысли и об­ра­зо­ва­ния из-под вли­я­ния церк­ви

5)  ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние ико­но­пи­си

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 124.

41.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

ДО­КУ­МЕНТ

А)  акт Кей­дан­ской унии 1655 г.

Б)  при­ви­лей ве­ли­ко­го князя Ка­зи­ми­ра 1447 г. толь­ко уро­жен­цам Кня­же­ства

В)  акт Крев­ской унии 1385 г.

Г)  при­ви­лей ве­ли­ко­го князя Си­гиз­мун­да II Ав­гу­ста 1563 г.

ОС­НОВ­НЫЕ ПО­ЛО­ЖЕ­НИЯ

1)  пе­ре­да­ча го­су­дар­ствен­ных долж­но­стей и зе­мель толь­ко уро­жен­цам Княже

2)  предо­став­ле­ние ВКЛ ав­то­но­мии под кон­тро­лем Шве­ции

3)  урав­ни­ва­ние в пра­вах фе­о­да­лов всех хри­сти­ан­ских кон­фес­сий

4)  при­со­еди­не­ние ли­тов­ских, бе­ло­рус­ских и части укра­ин­ских зе­мель к Ко­ро­не Поль­ской

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер А1Б4В3Г2.

42.  
i

За­пи­ши­те на­зва­ние формы го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства, при ко­то­рой тер­ри­то­ри­аль­ные еди­ни­цы, вхо­дя­щие в со­став го­су­дар­ства, об­ла­да­ют опре­де­лен­ной юри­ди­че­ской и по­ли­ти­че­ской са­мо­сто­я­тель­но­стью.

43.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

СО­БЫ­ТИЕ

А)  Се­вер­ная война между Се­вер­ным со­ю­зом и Шве­ци­ей

Б)  Смо­лен­ская война

В)  Се­вер­ная война между Речью Поспо­ли­той и Шве­ци­ей

Г)  Ли­вон­ская война

ГОДЫ

1)  1558—1583 гг.

2)  1632—1634 гг.

3)  1655—1660 гг.

4)  1700—1721 гг.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер А2Б4В1Г3.

44.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

А)  язы­ко­вед, эт­но­граф, автор «Сло­ва­ря бе­ло­рус­ско­го на­ре­чия», со­дер­жа­ще­го более 30 тыс. слов

Б)  про­фес­сор Ви­лен­ско­го уни­вер­си­те­та, от­стра­нен­ный от ра­бо­ты за под­держ­ку тай­ных сту­ден­че­ских об­ществ, ру­ко­во­ди­тель де­мо­кра­ти­че­ско­го те­че­ния в вос­ста­нии 1830—1831 гг.

В)  ис­сле­до­ва­тель бе­ло­рус­ской ис­то­рии, уст­но­го на­род­но­го твор­че­ства, языка, автор очер­ков «Пу­те­ше­ствие по По­ле­сью и бе­ло­рус­ско­му краю»

ФА­МИ­ЛИЯ

1)   И. Но­со­вич

2)  П. Шпи­лев­ский

3)  И. Ле­ле­вель

4)  В. Сы­ро­ком­ля

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут не ис­поль­зо­вать­ся. На­при­мер А2Б4В1.

45.  
i

Горы-Го­рец­кий зем­ле­дель­че­ский ин­сти­тут был об­ра­зо­ван в ... году.

46.  
i

При­ну­ди­тель­ное от­чуж­де­ние иму­ще­ства в соб­ствен­ность или во вре­мен­ное поль­зо­ва­ние го­су­дар­ства; при­ну­ди­тель­ные по­бо­ры, взи­ма­е­мые с на­се­ле­ния ок­ку­па­ци­он­ны­ми вла­стя­ми,  — это ... .

47.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

 

А)  За­вер­ше­ние Бе­ло­рус­ской на­сту­па­тель­ной опе­ра­ции

Б)  на­ча­ло тре­тье­го этапа «рель­со­вой войны»

В)  ка­ра­тель­ная опе­ра­ция гит­ле­ров­цев про­тив жи­те­лей де­рев­ни Ха­тынь

Г)  пер­вое ис­поль­зо­ва­ние ре­ак­тив­ных уста­но­вок («катюш»)

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв. На­при­мер АБГВ.

48.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЕ

А)  про­цесс по­сте­пен­но­го усо­вер­шен­ство­ва­ния об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний в ходе ста­нов­ле­ния ин­ду­стри­аль­но­го об­ще­ства

Б)  часть об­ще­ствен­но­го про­дук­та, ко­то­рая оста­ет­ся после вы­че­та рас­хо­дов, за­тра­чен­ных на его про­из­вод­ство, весь объем «чи­стой» про­дук­ции стра­ны

В)  рас­клад де­неж­ных до­хо­дов и рас­хо­дов стра­ны

Г)  вло­же­ние ка­пи­та­лов в от­рас­ли эко­но­ми­ки или пред­при­я­тия с целью по­лу­че­ния при­бы­ли

ПО­НЯ­ТИЕ, ТЕР­МИН

1)  мо­дер­ни­за­ция

2)  на­ци­о­наль­ный доход

3)  ин­ве­сти­ции

4)  го­су­дар­ствен­ный бюд­жет

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А4Б1В2Г3.

49.  
i

Про­чи­тай­те вы­держ­ку из де­кре­та «О за­ме­не про­до­воль­ствен­ной и сы­рье­вой раз­верст­ки на­ту­раль­ным на­ло­гом» (21 мартa 1921 г.).

 

«1. Для за­бес­пяч­эн­ня правільна­га і спа­кой­на­га вяд­зен­ня гас­па­даркі на ас­но­ве больш сва­бод­на­га рас­па­ра­дж­эн­ня зем­ля­ро­ба пра­дук­тамі сваёй працы і сваімі гас­па­дар­чымі срод­камі, для ўма­ца­ван­ня ся­лян­скай гас­па­даркі і пад­няц­ця яе пра­дук­цый­на­сці... развёрстка як сро­дак дзяр­жаўных на­рых­то­вак хар­ча­ван­ня, сыравіны і фу­ра­жу за­мя­ня­ец­ца На­ту­раль­ным па­дат­кам...

3.  Па­д­а­так бяр­эц­ца ў вы­гляд­зе пра­ц­энт­на­га ці до­ле­ва­га адлічэння ад вы­раб­ле­ных у гас­па­дар­цы пра­дук­таў, зы­ход­зячы з уліку ўра­джаю, коль­касці едакоў у гас­па­дар­цы і наяўнасці жывёлы ў ёй...

5.  Усе за­па­сы хар­ча­ван­ня, сыравіны і фу­ра­жу, якія за­ста­юц­ца ў зем­ля­ро­баў пасля вы­ка­нан­ня імі па­дат­ку, зна­ход­зяц­ца ў поўным іх рас­па­ра­дж­энні і мо­гу­ць быць вы­ка­ры­ста­ны імі для па­ляп­ш­эн­ня асабістага спа­жы­ван­ня і для аб­ме­ну на пра­дук­ты фаб­рыч­на-за­вод­скай і са­ма­туж­най пра­мыс­ло­васці і сель­ска­га­спа­дар­чай вы­твор­часці».

 

Ис­поль­зуя до­ку­мент, опре­де­ли­те два пра­виль­ных утвер­жде­ния.

 

1)  В со­от­вет­ствии с де­кре­том с целью обес­пе­че­ния по­треб­но­стей армии и го­род­ских ра­бо­чих вво­ди­лась прод­раз­верст­ка

2)  при­ня­тие до­ку­мен­та со­дей­ство­ва­ло пе­ре­хо­ду БССР к новой эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ке

3)  де­крет был при­нят с целью ско­рей­ше­го вос­ста­нов­ле­ния сель­ско­го хо­зяй­ства и по­вы­ше­ния его про­из­во­ди­тель­но­сти

4)  в ре­зуль­та­те при­ня­тия до­ку­мен­та вво­дил­ся еди­ный де­неж­ный налог, раз­мер ко­то­ро­го был оди­на­ко­вым для всех кре­стьян

5)  из­лиш­ки про­дук­тов, остав­ши­е­ся после вы­пла­ты на­ло­гов, под­ле­жа­ли обя­за­тель­ной про­да­же го­су­дар­ству по твер­дым ценам

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 24.

50.  
i

Опре­де­ли­те три ха­рак­тер­ные черты об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ской жизни Бе­ла­ру­си во вто­рой по­ло­ви­не 1990-х гг.  — на­ча­ле XXI в.

 

1)  от­сут­ствие не­го­су­дар­ствен­ных средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции

2)  от­сут­ствие меж­кон­фес­си­о­наль­ных кон­флик­тов

3)  ре­ше­ние важ­ней­ших во­про­сов с по­мо­щью ре­фе­рен­ду­мов

4)  со­хра­не­ние ядер­но­го ору­жия как сред­ства обес­пе­че­ния на­ци­о­наль­ной без­опас­но­сти

5)  про­ве­де­ние Все­бе­ло­рус­ских на­род­ных со­бра­ний как вне­пар­ла­мент­ской формы на­род­но­го са­мо­управ­ле­ния

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 124.